Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявле¬ны функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укрепле¬нию мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, ска¬калки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначен¬ный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).
Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были различными и, меняя их, можно было разнообразить воздействия при наименьших экономических затратах.
Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице» да занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации родителям.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после днев¬ного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком.
При планировании системы закаливания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является, прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.
Успешное решение оздоровительных задач, физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.
Профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм растущего ребенка.
Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:
•поддержание оптимального двигательного режима;
•укрепление мышечного корсета в целом;
•профилактика хронических заболеваний и травматизма.
Указанные задачи решаются:
•применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности;
•ежедневным использованием утренней гимнастики, теплых ванн (35—36°) (ноги опущены до колена), массажа;
•ношением обуви на каблуке не более 1—2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;
•ношением обуви на 1 см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);
•обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы;
•ношением обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а ее подошва — толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;
•постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на! своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания подбираются таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ноя различных предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки разведены).